adress г.Минск, 220004, пр. Победителей, 11

Министерство культуры Республики Беларусь

Расписной ковер из фондов учреждения «Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта»

Расписной ковер – является ярким образцом малоизвестного направления народной живописи ХІХ – середины ХХ наивного искусства. Изготавливался на черной ткани, украшался яркими желтыми, красными, зелеными красками. Данный предмет является творческим наследие самобытной художницы Юлиции Семёновны Кармазо из села Пелягрында Островецкого района. Она подарила этот ковер своей племяннице Терезе Вацлавне Авгулис на ее 20-летие.

Юлиция Кармазо была человеком неординарным, вышедшим из недр народа, многогранным в своих интересах (скульптура, живопись, народные промыслы, пение в церковном хоре, сочинение поэтических псалмов). По свидетельству племяницы, при жизни художницы «весь дом ее был устлан расписными коврами, иконами...» Современники помнят, как она любила расписывать комнаты. Жила она очень бедно: «рисовала за то, за что ей дадут» (масло, сало, зерно и т. д.). Изображения и рисунки делались также на материалах, которые будут подарены.

Расписные ковры известны в Беларуси с конца XIX века, но наибольшее их распространение пришлось на 1930-1950-е годы. Народные художники сформировали свой стиль, отражая окружающий мир в неповторимой поэтике идеалистической картины мира с характерными для нее красочными и пластическими метафорами рая. Эти изделия в белорусских деревнях когда-то дарили на свадьбу новоселье или другие праздники.

Расписные ковры по декору и характеру композиции сходны с вышитыми и ткаными настенными декоративными коврами. Но они были дешевле и менее трудоемки. Состояли из двух сшитых кусков домашнего льняного полотна,  окрашенного в черный цвет, затем на нем прорисовывались основные детали сюжета, иногда с помощью трафаретов, вырезанных из картона. Подрисовка мелких деталей и теней наносились вручную.


arrow
arrow